Karina Helsinki (kondratea) wrote,
Karina Helsinki
kondratea

Category:

Школа как государственная услуга

 Сезон, понятно, надвигается неумолимо, а с ним и количество статей и постов про школу. Я читаю и родителей, и 2-3 профессиональных школьных сообщества на ФБ - смешанное обучение, Finnish school и так далее. 

Грустно отметить, что такие идеи и методологии, какие эти группы продвигают как "светлое будущее" и "хорошо было бы, если..." мне лично, как заказчику и потребителю школы, даром не нужны. И хуже того - они все в обратную сторону от того, как я представляю себе планирование school way of work, если бы это планировали у меня на работе (а ИТ организации, наоборот, весьма отзывчивы и достаточно точно умеют исполнять требования клиентов). Такое впечатление, что они все о том - как бы учителям было бы веселее работать, а не вести фронтальный скучный урок. 

Я задаюсь не столько вопросом "как это должно быть?" (хотя мой личный ответ у меня готов), сколько "как? как? как? школе позволено бродить, как вольному духу, где хочет и как она хочет, в полном отрыве от обратной связи и реальности?". Как так получилось в системе государственных базовых услуг населению, что ПДД минимально разумны, дороги строят там, где люди ходят и ездят, общественный порядок защищает порядочных граждан от нарушителей, медицина заточена под лечение пациентов, а школа сама себе ставит задачи, и сама их и решает, как вздумает? И поди назови ее государственной услугой населению - мы не рабы! рабы не мы! Я так понимаю - рабы как раз мы, потребители школьных услуг. Жри, что дают. 

Лично мне от школы необходимы обратные услуги от тех, которые она традиционно предоставляет. Мне не нужны домашние задания ученикам - это наследие времен, когда учитель один, и его время ценнее всех родителей и детей в округе, вместе взятых. Поэтому учителя освобождаем от рутины, а семью - нагружаем. Мне сейчас нужно все наоборот - давайте в школе умелые-менее умелые- какие есть педагоги будут репетировать моих детей в навыках, и организованно, весело, всей толпой или группами выполнять упражнения, которые требуют повторения для усвоения. Писать палочки, вписывать буквы, скандировать неправильные глаголы, выполнять арифметические действия и алгебраические преобразования десятки раз, под присмотром педагога и "на миру и смерть красна" - со встроенной мотивацией и вниманием ученика. Потому что в группе, потому что лично на тебя смотрят, потому что лично тебя мотивирует - куда отвлекаешься? Пиши, не сиди, все пишут. 

Уроков с "узнаванием нового и усвоением новых тем" мне, как родителю, нужно примерно в пять раз меньше, чем их дают. Школа - далеко не единственный источник знаний о мире, и как раз давайте поручите детям САМОСТОЯТЕЛЬНО посмотреть десять разных видео о физических опытах на ютьюбе. Это, братцы, детям по силам. И мне не обязательно ТАК МНОГО сверхценного индивидуального вклада учителя в разжевывание материала - пусть и учитель отдохнет (и приготовит только шесть разных  уроков в неделю, а не 18), и дети (и пусть у них за день будет 1-2 "презентации" человеком какого-то предмета, т.е. узнавать новое об 1-2 предмете в день, не больше). А остальное да - займите персональным, человеческим, теплым вниманием и совместным репетиторством с детьми - физкультурник выведет на пробежку и устроит командные игры больше, чем один раз в день, англичане разберут свои уменьшенные группы по 10-15 детей и с каждой группой отрепетируют на практике вот эти упражнения, которые сейчас им заняты на дом (и это будет не 1ч10 мин, а по 20 мин за присест), споют песни, инсценируют диалоги, учитель родного языка отберет только малограмотных и будет их накачивать по последним методикам логопедических упражнений (а не родителям дома поручит) - с увеселениями, умело, "в игровой форме", как печатаются сотни книг "для занятий дома". Если детям нужно уметь писать сочинения - пусть они там и пишут, в присутствии учителя, который будет наблюдать, обсуждать КАК это делается прямо в процессе и держать дисциплину. 

Тогда школа будет сделана на день, когда ребенок из нее вышел. А на дом, пожалуйста, как раз все эти ваши "электронные обучающие игры", "видеофильмы", "новые формы усвоения нового", "инвертированный урок", "проектная деятельность" и прочие не-рутинные для детей вещи, которые, на самом деле, уже давно не монополия только человеческой подачи материала. 

Человек нужен для человеческого - внимания, мотивации, концентрации, уважения, воспитания манер и вежливости, воспитания правильного общения с людьми. Вклад человека в ребенка нужен для трудоемкого - чтобы ребенок напрягся и поупражнялся. Сейчас это переложено на семью (репетиторов). А на самом деле - это и есть запрос населения школе, только люди не смеют это даже сказать прямо. Знания сейчас идут копейка вагон, а напрактикованные навыки - ровно наоборот. 

Так, как устроена 800летняя школа сейчас - она мною, не самым незанятым и бесполезным человеком, затыкает рутину. Это я прослежу, усажу, напомню, развлеку, мотивирую, перенесу выполнение домашних заданий на дому. Хотя я хочу весело общаться со своими детьми, хочу, чтобы они отдыхали, когда я отдыхаю, хочу, чтобы вот эти финские упражнения никогда не посещали бы нас дома и не вставали бы как яблоко раздора между мной и моими детьми. Чтобы почерк моему ребенку ставил специально обученный человек, а не я сама, изобретая на ходу - как помочь ребенку, которому школа помочь не умеет. Чтобы отрицательные эмоции, если уж они будут, ребенок испытывал бы по отношению к учителю, который заставляет, а не родителю. 

Я понимаю, что жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе. Но скажите, товарищи родители - вы не хотели бы, чтобы школа стала self-contained и вы бы не знали никаких ДЗ дома? 




Скопировано с http://kondratea.dreamwidth.org/563430.html. Комментировать там: OpenID, или тут.
Tags: школа
Subscribe

  • Прочла книжку

    Мне понравилась первая из дошедших до меня книжек Ксении Букши ("Открывается вовнутрь"), поэтому я без колебаний подцепила в библиотеке и какую-то…

  • Книжное

    У меня давно чесалось написать про новый для меня вид прочитанного - книги Александра Стесина,современного русского писателя-врача, живущего в США.…

  • О глобальном потеплении

    Как я уже анонсировала -во времена чумы и холеры коронавируса хорошо читать про животрепещущее не сегодня:) Так я и делала - всю…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 218 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Прочла книжку

    Мне понравилась первая из дошедших до меня книжек Ксении Букши ("Открывается вовнутрь"), поэтому я без колебаний подцепила в библиотеке и какую-то…

  • Книжное

    У меня давно чесалось написать про новый для меня вид прочитанного - книги Александра Стесина,современного русского писателя-врача, живущего в США.…

  • О глобальном потеплении

    Как я уже анонсировала -во времена чумы и холеры коронавируса хорошо читать про животрепещущее не сегодня:) Так я и делала - всю…